Недавно в твиттере разгорелась нешуточная дискуссия, поводом для которой стал этот твит Дункана “Thorin” Шилдса, высказанный в весьма характерной для него манере:
Zeus is such a legitimately bad individual player. Great leader but what a bot.#ESLOne
— Thorin (@Thooorin) July 5, 2018
Zeus все-таки очень плохой игрок, в индивидуальном плане. Отличный капитан, но что за бот.
Даниил, естественно, в долгу не остался:
Good thing I’m a bot winning my 3rd event in a row, while you watch our games and pretend like you know what’s going on. Since you never achieved anything signficant in CS, I don’t find your statements competent, neither do I think you’re worthy of being an analyst. No respect. https://t.co/GlwGo7bLcn
— Daniil Teslenko (@ZeusCS_GO) July 8, 2018
Хорошо, что я бот, выигрывающий третий турнир подряд, пока ты смотришь наши игры, делая вид, что понимаешь, что происходит. Так как ты не достиг ничего значимого в CS:GO, я не считаю твое мнение компетентным, и не думаю, что ты достоин называться аналитиком. No respect.
Не будем зацикливаться на этом, аспекте, отметив, что “бот” – понятно, некрасивое выражение, а аналитики, ясное дело, не обязаны быть игроками, как это происходит во многих областях, в том числе и в большом спорте. Многочисленные интернет-споры “вокруг да около” скупы на реальные аргументы, а жаль. Тема, по-своему, занимательная.
Нам интересна основная мысль, ядро критики Торина. То есть, насколько хорош Zeus в персональном плане. Вне всякого сомнения, он отличный капитан, хотя бы потому, что у него нет конкурентов на СНГ-сцене. B1ad3 явно испытывает кризис, как и вся команда FlipSid3 Tactics. Пока Даниил находился в составе Gambit, “рожденные побеждать” присматривались к ANGE1, которого сложно сравнивать с Zeus, уж больно разный калибр их команд. Вот и весь список более-менее сопоставимых лидеров.
Он обладает огромным опытом, ему как-никак 30 лет, большую часть которых он провел, играя в Counter-Strike. Зевс хорош в области понимания игры, часто неплохо читает оппонента. Не стесняется копировать удачные сетапы, что значит, пристально следит за сценой и делает выводы. Развивается.
Индивидуальный уровень.
Для начала стоит оценить статистику, и даже беглый взгляд говорит не в пользу капитана Na’Vi. Zeus не провел ни одного “плюсового” турнира с тех пор, как вернулся в команду. Рейтинг 0,93 от HLTV ожидаемо невысокий. Но он саппорт и лидер, чья статистика сильно зависит от этого стиля игры. Поэтому сравнивать стоит с подобными. Рассмотрим его достижения в ряду лидеров 15 лучших коллективов на данный момент, и добавим сюда Кирилла “ANGE1” Карасёва, как представителя команды из СНГ.
Примечание: используется статистика HLTV за всю карьеру капитана.
Таблица показывает, что по чистому рейтингу Zeus обгоняет только MSL, который известен тем, что играет из рук вон плохо, а также Daps и gob b. При этом, ни NRG, ни BIG никогда не выступали на высочайшем уровне. Немного отставая, он все же сравним с karrigan и Ex6TenZ.
Посмотрим на составляющие рейтинга, которые лучше всего демонстрируют уровень индивидуального мастерства, что нас интересует в первую очередь. Хорошим показателем, несомненно, является процент попаданий в голову. Он отлично отражает качество стрельбы, то бишь Aim.
Несмотря на положение в середине таблицы, Zeus (43,1 HS%) превосходит по точности стрельбы в основном капитанов, использующих AWP, чьи цифры подпорчены этим фактом и не отражают реальности. Только daps стреляет хуже чем Zeus, а схожий уровень демонстрирует MSL. Отметим и большой разрыв, примерно в три-четыре процента, с основными лидерами, видимый на графике. Интересно, что gob b имеет внушительные 48,6 HS%, и он старше Даниила, что работает против аргумента о возрасте в данном случае. Да и лидеры таблицы не очень-то молоды по меркам CS:GO (dennis 27, ANGE1 28, xizt 27).
Другой показатель личного, технического уровня, который говорит нам о том, насколько игрок хорошо действует в бою, – это выживание (в среднем за раунд). Он отражает и то, насколько часто игрок принимает необдуманные решения, и плохое позиционирование, и уровень стрельбы. Проще говоря – как часто совершаются ошибки. Надо отметить, что класс команды существенно влияет на этот показатель.
И тут Zeus оказывается в самом низу таблицы. Более того, ANGE1, который имеет худшие цифры, играет в роли открывающего в HellRaisers, то есть идет в атаку первым, что сильно влияет на показатель выживания. И да – открывающие фраги – не сильная сторона Zeus, хуже только daps, наравне держится Ex6TenZ.
В целом, среди топовых капитанов мира Zeus показывает неубедительную статистику. Но это цифры. Иногда личный вклад в ключевых моментах играет большую роль. Например, Xyp9x из Astralis – всего лишь саппорт, имеет средние цифры, но выигрывает множество важных поединков для команды. Статистика 1v1 клатчей у Зевса неплохая, он может дать фору некоторым капитанам, но ничего сверх нормы не наблюдается и тут.
Просмотр Демо.
Чтобы не полагаться на клипы-нарезки ляпов и успехов, нужно смотреть POV демо. Тут все очень субъективно – неизвестно, что именно толкает игрока на определенные действия, нет информации, которой он обладает, и картина в GOTV, как известно, слегка искажена.
Но составить общее впечатление – можно, сравнивая с другими игроками. И оно, скажем сразу, двоякое. С одной стороны, Zeus действительно позволяет себе множество ошибок. Сразу бросается в глаза небрежность в постановке прицела и при чеке позиций. Причем, это происходит повсеместно, и выглядит, как старая привычка. Эти минусы он отчасти компенсирует хорошей реакцией, и предугадыванием ситуации, – тут уже чувствуется опыт. Сложно утверждать наверняка, но есть ощущение, что он больше других играет на информацию в ущерб безопасности, и это не совсем минус.
Гранаты – важный параметр для саппорта, и тут знание вопроса у Даниила не вызывает сомнений. Использование флэшек – на очень высоком уровне, и почти всегда это подготовленные, хорошо отработанные свето-шумовые, которые должны наверняка накрывать соперника с любого угла. Посмотреть на статистику любого демо (спасибо новой Панораме!), и Зевс обычно лидирует по количеству эффективных флэшек.
Что же касается откровенных ляпов, то их много. Но такие вещи случаются с каждым, и мы не будем подсчитывать их количество в попытке сравнить с другими игроками.
Небольшое отступление.
Это не относится напрямую к индивидуальному классу игрока, а скорее именно к лидерскому аспекту, но хочется отметить – Зевс здорово находит выход из непростых ситуаций. Очень часто это свежие и оригинальные решения: иногда заготовки, которые нужно уметь применить, иногда импровизация. Его демо смотреть не очень интересно: львиная доля событий происходит обычно в другом месте, но такими моментами можно откровенно наслаждаться.
Итоги и Выводы.
Нужно ли капитану иметь высокие рейтинги – вопрос старый. Однозначного ответа нет, и существует некая корреляция между индивидуальным уровнем игры и лидерскими качествами. Прибавив в одном компоненте, мы обычно теряем в другом.
Zeus, конечно, не бот, но показывает очень плохие цифры для своего уровня. Это аукнется Na’Vi еще не раз, скорее всего. Но он приносит в коллектив 15 лет опыта, понимание игры, и самое главное – продолжает совершенствоваться как лидер. Его не смущают сдвиги метагейма, он умеет адаптироваться, и находить командный стиль раз за разом. Накопившиеся плохие привычки, впрочем, тоже не исправить.
Самым близким к Зевсу по статистике игроком является karrigan. И за спиной у того стоит четыре человека, которые вывезут какие угодно цифры. Na’Vi не сильно отстают, учитывая форму, которую набрали electronic и flamie. Когда эти два капитана правильно выбирают расстановку для своих игроков, когда они читают игру соперника так, чтобы извлечь максимум пользы, их персональный уровень – дело десятое. И если основа Na’Vi сможет играть, как FaZe, то и Zeus тогда имеет полное право играть, как karrigan.